Зачем нужно освещение картины? ~ Живопись для души

Зачем нужно освещение картины?

Зачем нужно освещение картины. Свет, форма и цвет Три функции освещения. Психология освещения картины

Свет, форма и цвет

Самый простой и очевидный ответ на вопрос «Зачем нужно освещение картины?» – чтобы видеть её. И это понятно. Ведь, большую часть информации о мире вокруг нас мы получаем через наши глаза. Картина же – это прежде всего объект визуального восприятия. А свет является не только необходимым условием, но и средой, с помощью которой мы можем видеть.

С помощью своей интенсивности и тому, как свет распределяется по всему объему пространства, с учетом его остальных свойств, свет не только позволяет воспринимать живописное полотно, но и создает специфические условия, которые могут влиять на наше восприятие. Ведь именно благодаря воздействию на сетчатку глаза отраженного от поверхности предметов света, мы имеем возможность визуально воспринимать их форму и цвет.

Три функции освещения

Зачем нужно освещение картины. Свет, форма и цвет Три функции освещения. Психология освещения картины

В зависимости от того, как вы хотите видеть, Ричард Келли, известный светодизайнер, в 1950-х годах выделил три основные функции света(в смысле, освещения): свет чтобы видеть (общее освещение), свет чтобы увидеть (акцентное освещение), свет чтобы смотреть (декоративное освещение).

Если ваша картина – это не фоновая живопись, а некая изюминка вашего интерьера, статусная вещица  или просто объект вашего восхищения и вы очень хотите привлечь к этому объекту всеобщее внимание, то общего освещения явно будет недостаточно.

В этом случае по концепции Келли подвести к полотну поможет акцентное освещение картины, а насладится ею – декоративное.

Специальные исследования в сфере рекламы показали, что витрина магазина с освещением в 80 люкс вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, 1200 люкс «задержали» 20, а 2000 люкс привлекли 25 прохожих. Установлено : чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление зрителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рассматриваемого объекта.

Психология освещения картины

Зачем нужно освещение картины. Свет, форма и цвет Три функции освещения. Психология освещения картины

При этом стоит учитывать, что визуальное восприятие человеком объектов в пространстве   – очень сложный и мало изученный процесс. При создании визуальных сцен и дизайне освещения пространства и живописных полотен в нем необходимо учитывать не только оптическую составляющую восприятия. Необходимо, в первую очередь, опираться на те впечатления, которые формируются в нашем сознании.

Психологическое значение имеют:

  • нужный оттенок освещения;
  • источники освещения;
  • распределение света в помещении.

Психологи полагают, что свет бросает вызов, свет призывает к действию. Оттенок освещения также имеет огромное значение, вызывая у человека различные настроения.

Считается, что освещение — это четвертое измерение архитектуры и отличный инструмент для создания желаемой атмосферы и не только ее. Не зря осветительные приборы как элементы декоративного оформления так популярны у рекламщиков.

Световое оформление картины, по сути, является планированием его  визуальной среды. Хороший дизайн освещения кртины направлен на создание таких условий восприятия, которые позволяют нам эффективно  и комфортно воспринимать произведения искусства, сохраняя при этом  их безопасность и  дополняя все перечисленное эстетическим удовлетворением.

Сохранность картины

Другой, уже не очевидный, ответ на вопрос: Зачем освещать картину? – чтобы предотвратить её преждевременное старение.

Свет – один из тех факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин.

  • Без света покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором стерты краски, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи.
  • Краски, содержащие свинец, например свинцовые белила, темнеют под влиянием газов, содержащих серу, особенно интенсивен этот процесс в темном помещении. Свет же восстанавливает цвет почерневших свинцовых красок.
  • Без света темнеет олифа, покрывающая темперную живопись.
  • В темном помещении интенсивнее идет развитие вредных для картин микроорганизмов, свет же уничтожает большинство этих вредителей.

В то же время свет может играть и отрицательную роль в сохранности экспонатов, причем разрушения, вызываемые воздействием света, бывают столь значительны, что по степени влияния на экспонаты он занимает следующее место после температуры и влажности.

Под воздействием света как естественного, так и искусственного происходят два вида разрушений: видимые — изменения оттенка или цвета и невидимые — структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений. По степени изменений от действия света произведения масляной и темперной живописи относятся к категории относительно светостойких, тогда как, например, произведения искусства, выполняемые на бумаге (акварель и все графические техники), — к наименее светостойким*.

Наиболее опасным для экспонатов является естественный свет, особенно прямой солнечный, имеющий в своем составе высокий процент ультрафиолетовых лучей и инфракрасных лучей.

Как мы видим, недостаток света, как и его переизбыток и несоответствующее качество излучения, могут привести преждевременному старению живописного полотна. Элементарные правила безопасности помогут предотвратить этот процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Если понравилось, жмите на кнопку