Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи ~ Живопись для души

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

Спектр излучения источника света – наиболее важная характеристика освещения живописных полотен.

Спектральный состав – это набор частот, которые характеризуют то или иное излучение. Иначе говоря, данная характеристика отражает наличие или отсутствие определенных цветовых оттенков в свете. Поэтому, чем качественнее свет освещает предметы, тем лучше человеческий глаз различает их цвета.

Коротко о том, как происходит наше с вами визуальное восприятие, к примеру, живописного изображения.

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

Источник излучения с определённой спектральной силой излучения создаёт на поверхности картины соответствующую спектральную облучённость. После отражения формируется оптическое излучение с тем или иным спектральным составом, которое попадает в глаз и вызывает ощущение хроматического цвета (или ахроматического цвета – белого, серого, черного).

Обработка такого  цветового стимула цветовоспринимающей системой глаза приводит в зрительном центре мозга к образованию и восприятию основных параметров, описывающих цвет – яркости (светлоты), цветового тона и насыщенности.

В соответствии с этим восприятие цветовой гаммы картины зрителем  и самим художником зависит от двух основных факторов.

  • 1. Спектр и цветовая температура источника излучения, освещающего картины.
  • 2. Спектры отражения красок картины (масляных и акварельных).

В этой статье будет говорится об особенностях спектра излучения различных источников света.

Спектральные свойства источника света наиболее точно определяются кривой распределения энергии по спектру – спектральной характеристикой.

Наиболее органичный и комфортный для нас – спектр естественного света, источником которого является Солнце.

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

В целом, это более-менее плавная кривая и равномерное распределение цветов – зеленого, примерно, столько же, сколько желтого, а красного, примерно, столько же, сколько синего.
В этом спектре естественного света всё предсказуемо. Если горб спектра сдвинут влево, мы получим холодный белый, если вправо, то теплый.

Теперь рассмотрим спектр довольно распространенных типов ламп: натриевой (большинство уличных фонарей) и типичной флуоресцентной

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

Картинки явно отличаются от той, что описывает спектр естественного (солнечного) света.

О чем нам расскажет первая диаграмма? Явный пик в области желтого цвета означает , что помимо явной окраски окружающего мира в желтый, все не желтые цвета окружающего мира в свете этой лампы будут выглядеть черными или серыми.

Вторая диаграмма еще запутаннее — целый набор острых пиков, провал в желтых оттенках. Некоторые оттенки будут выглядеть очень ярко и сочно, а другие будут серыми или вообще неразличимыми. Работать с палитрой под такой лампой или смотреть на картину в её спектре нельзя! Хотя, в целом, такая лампа будет производить впечатление ровного белого света!

Еще примеры:

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

Мы видим спектр излучения ламп:

  • металлогалогеновой (1), у которой сравнительно адекватная цветопередача, несмотря на некоторое доминирование желтого;
  • натриевой высокого давления (3), у которой зеленый и холодные оттенки практически не идентифицируются;
  • натриевой низкого давления (4), при свете которой все цвета,кроме желтого и отчасти красного, невозможно определить, а холодные оттенки выглядят почти черными;
  • флуоресцентной с 3-компонентным люминофором (7), в свете которой цвета легко определяются, но в целом выглядят тусклыми.

Вот еще более наглядная картинка, на которой показаны спектры нескольких важных источников света:

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

Как видно очень ровным спектром обладает лампа накаливания, хотя и с явным перекосом в сторону теплых оттенков.

И хотя реализация флуоресцентной лампы с ее изначально плохим спектром может быть разной и зависит от добросовестности производителя, спектр излучения такой лампы все равно остается достаточно рваным и не способен достоверно передать цветовую гамму живописного полотна.

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

«Рваный» спектр излучения источника света вообще является худшей проблемой для адекватного цветовосприятия (сверху для сравнения полный спектр).

Он будет означать, что вы можете просто не увидеть на картине оттенки, попадающие в темные области этой «решетки», в особенности, если эта область очень широкая. Причем необходимо отметить, что такая проблема спектральной картины источников света характерна для большого количества видов ламп!

Живопись живописью, но даже в быту, при освещении своего жилья, рабочего места и места отдыха следует более внимательно отнестись к выбору источников освещения. Ведь  правильный свет важен не только с точки зрения точного попадания в цвета на палитре, но и с физиологической точки зрения.

Можно выйти за рамки «жвописной»темы и задать себе такой вопрос: А насколько плохой спектр излучения источника света вреден для здоровья глаз?

Можно пойти дальше и задуматься на таким вопросом:  Может ли привести постоянное наблюдение искаженной спектральной картины к привыканию и временному  искажению цветовосприятия конкретного человека?

Ребенок при изучении новых предметов, воспринимает их первое появление перед своими глазами как норму. И именно это изображение и откладывается у него в голове до конца жизни. Насколько для вас важно правильное восприятие всех цветов и оттенков уже на начальной стадии развития вашего ребенка?  Поэтому всегда подходите к этому делу более осознанно.

Измерить спектр излучения  ламп можно только при помощи специальных приборов — спектрографов и спектрометров, недоступных простому потребителю.

Спектр излучения источника света как характеристика освещения для живописи

Увидеть же его можно при помощи несложного устройства на основе стеклянной призмы, которое ввел в обиход еще Ньютон. Правда, так можно скорее развлечь себя или выявить только очень плохой по спектральной характеристике источник света. Определить же более точно качество источника света так не удастся.

Большинство производителей стыдливо умалчивает спектральные свойства своих ламп. Но даже, обладая честно замеренной спектрограммой, неспециалист не сможет ее «прочитать» и определить подойдет ли она для освещения живописи.

В сфере световой индустрии было найдено компромисное решение этой проблемы — был введен в обращение в качестве международного стандарта простой для восприятия индекс цветопередачи CRI (Colour Rendering Index), который в процентном отношении показывает насколько искусственный источник света по своим спектральным характеристикам приближается к естественному свету. Но даже такое удобное решение оказалось не идеальным. Но это другая история…

Источники:

https://pavelche1.livejournal.com/544.html

https://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=1671

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Если понравилось, жмите на кнопку