Пейзажи Крыма в салонной живописи рубежа веков.

«Открыточный» Крым.

Торжественно-приподнятый, романтический Крым Айвазовского. Или же Крым парадный, изрядно идеализированный, утопающий в цветах, лучезарный и правильный. Пейзажи Крыма — словно сошедшие с открыток, которые посылали влюблённым барышням.  Такой живописный Крым так и принято называть — «открыточный».

«Открыточный» Крым. Пейзажи Крыма в салонной живописи рубежа веков. Алупка. Дворец Гавриил Павлович Кондратенко

Алупка. Дворец. Гавриил Павлович Кондратенко

Подобный Крым первыми стали писать художники Иван Айвазовский, Гавриил Кондратенко, Владимир Орловский, Иосиф Крачковский и другие представители салонного академизма в живописи. Покупали такую продукцию охотно — оживлять интерьеры.

Стартапы рубежа веков

Вторая половина XIX века вообще была отмечена бурным развитием пейзажной живописи. И это было неспроста. Как правило, живопись для художника – это его заработок, а не «искусство ради искусства». Поэтому художнику волей-неволей приходится идти в ногу со временем. Вторая же половина XIX века была временем огромного количества разнообразных экономических, социальных и технологических «стартапов». Многие из них продолжили свое развитие уже в XX веке.

Например, одним из таких «стартапов», было молодое искусство фотографии. От самых своих истоков оно развивалось под гипнозом живописи. Во второй половине ХIХ века светопись становится всеобщим увлечением. Во всяком случае, оно заимствует жанровую структуру изобразительного искусства, его многие темы и сюжетные линии. Другой бурно развивающийся «стартап», капитализм, дал мощный толчок к демократизации общества. Самым широким социальным слоям посредством торговой рекламы открылся доступ к мифологемам высшего общества. Рекламные плакаты табака и парфюмерии, афиши выступлений эстрадных див и благотворительных балов создавали социальные клише «лучшей жизни».

Пейзажный бум

Живопись, которая раньше была привилегией высших сословий, теперь стала намного более демократичной. А пейзажный жанр приобрел наибольшую популярность, так как пейзажи могли украсить любой интерьер. Потому именно пейзажи чаще и охотнее всего раскупались широкой публикой. У которой в свою очередь появилась возможность купить картину по своему вкусу и финансовым возможностям.

Так, например, в 1877 году по каталогу на второй выставке «Общества выставок художественных произведений» пейзажей было до 80 номеров из 171, включая скульптуру. В рецензии же на академическую выставку 1889 года неизвестный корреспондент газеты «Новое время» отмечал: «Пейзажная живопись наиболее интересует публику и находит себе большой сбыт».

Из Италии в Крым

Эволюция пейзажа в творчестве академических мастеров имела свои особенности. Ориентированные на идеальное, академические живописцы и в природе выявляли наиболее эффектные и впечатляющие моменты. Но раньше их искали в средиземноморских ландшафтах, которые так охотно посещала аристократическая публика. Теперь же излюбленными живописными сюжетами стали пейзажи более демократичных Крыма и Кавказа.

В частности, В. Д. Орловский писал в конце 1860-х годов: «Крым живописностью своих мест не много уступит Италии. Хотелось бы, чтобы наши русские пейзажисты занялись этой страной, т. е. Крымом более и серьезнее, равно как и Кавказом, и вытеснили те предвечные понятия о незаменимости у нас Швейцарии и Италии, которые заставляют нашу публику восхищаться всем здесь и ничего не видеть у себя».

«Открыточный» Крым в салонной живописи рубежа веков. В Алуште Владимир Донатович Орловский Живопись, 1870

В Алуште. Владимир Донатович Орловский. Живопись, 1870

«Сияющая краса»Крыма

Крым как нельзя  лучше подходил для пейзажных сюжетов салонной живописи. «Сияющая краса» крымских пейзажей, очищенная от быта, грязи, пошлости и скуки повседневной жизни, выражалась в избыточной красочности (Г. Кондратенко, И. Крачковский), патетическом нажиме, романтической высокопарности (И. Айвазовский) или специальных «красотах» (В. Орловский)  академических художников.

«Открыточный» Крым. Пейзажи Крыма в салонной живописи рубежа веков. Крымский пейзаж Иосиф Евстафиевич Крачковский

Крымский пейзаж. Иосиф Евстафиевич Крачковский

«Гениальный юноша» Федор Васильев несколько переосмыслил хрестоматийные красоты Крыма. К сожалению, он умер слишком рано и не слишком много успел.

«Открыточный» Крым. Пейзажи Крыма в салонной живописи рубежа веков. В Крымских горах Фёдор Александрович Васильев 1873

В Крымских горах. Фёдор Александрович Васильев. 1873

С другой стороны, не всем нравилась линия идеалистической, условной трактовки природы.

Так или иначе, Достоевский, сторонник новой натуральной школы, сравнивал полотна Айвазовского с сочинениями  Александра Дюма-отца: «У того и у другого произведения имеют сказочный характер: бенгальские огни, трескотня, вопли, вой ветра, молния. С тремя знаменитыми героями Дюма случаются вещи необыкновенные: то они втроем осаждают город, то спасают Францию и совершают подвиги неслыханные. У г. Айвазовского мы видим то же самое».

Эта параллель нужна писателю, чтобы сделать следующий вывод: «Но надо же знать и меру, надо уметь удержаться вовремя. Известно, что солнце делает чудеса своим светом и тенями, и кто присматривался к его эффектам, тот видал много непередаваемых, почти неуловимых — не столько красот, сколько странностей. Но передавая нам о чудесах, давайте же им настоящее их место, сделайте их редкими в той же мере, как они редки в течение года; не забудьте передать нам и обычные, ежедневные, будничные подвиги солнца. А то, если станете толковать только о чудесах, поневоле впадете в сказку, в „Монте-Кристо»»

«Открыточный» Крым. Пейзажи Крыма в салонной живописи рубежа веков. У крымских берегов Иван Константинович Айвазовский Живопись, 1890-е

У крымских берегов. Иван Константинович Айвазовский. Живопись, 1890-е

Однако именно «сказка», «открытка» оказались привлекательны для большинства зрителей. Более того, пейзажи Крыма и бурные моря Айвазовского, освещенные розовым светом восходящего солнца, яркое освещение и роскошная природа Крыма на полотнах И. Е. Крачковского и Г. П. Кондратенко обещали встречу с чем-то приятным, нарядным, волнующим.

Пейзажи Крыма. Немного реализма не помешает

По чести говоря, нужно отметить, что к концу столетия повсеместно происходило утверждение реалистических принципов. И в салонном искусстве реальная, конкретная, узнаваемая природа изображалась в такие моменты, когда она сказочно прекрасна или таинственна, загадочна или величественна. Во всяком случае, это стало правилом для живописцев академического направления.

Более того, последние стали использовать и опыт лирической пейзажной живописи передвижников. В частности, собое звучание неброской красоте обыденного мотива придавали за счет поэтичной интерпретации.

«Открыточный» Крым академических художников – это живописная попытка «приручить», «одомашнить» историю и географию полуострова, а также — нетерпеливая потребность в постоянной смене впечатлений, смене образов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Если понравилось, жмите на кнопку