Освещение картин. Виды и использование. ~ Живопись для души

Освещение картин. Виды и использование.

Освещение картин можно разделить на три вида – общее, акцентное и декоративное.

Освещение картин. Виды и использование. Общее, акцентное и декоративное

Такое деление отражает световую концепцию Ричарда Келли.  Известный свето-дизайнер в 1950-х годах выделил три основные функции света(в смысле, освещения): свет чтобы видеть (общее освещение), свет чтобы увидеть (акцентное освещение), свет чтобы смотреть (декоративное освещение).

Коротко о каждом типе освещения и его использовании при освещении живописи.

Общее освещение

Освещение картин. Виды и использование. Общее, акцентное и декоративное

Общее освещение – это система освещения, предназначенная для освещения пространства в целом. Оно может быть сконцентрировано в центральной части потолка комнаты (обычно в жилых комнатах), а может быть равномерно распределено в верхней зоне помещения (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).

Считается что для оптимального освещения картины размерами 1 метр², написанной масляными красками, необходима лампа накаливания мощностью 100 Ватт, помещенная не ближе одного метра от полотна. Разумеется, альтернативой лампе накаливания может служить люминесцентная лампа мощностью 20 Ватт. В то время как для пастели достаточно лампы накаливания 30-40 Ватт. Или же люминесцентной лампы мощностью 10 Ватт.

Акцентное освещение

Освещение картин. Виды и использование. Общее, акцентное и декоративное

Акцентное освещение работает только с картиной. Его задача отделить картину от фона, выделить ее из окружающего пространства. В отличии от декоративного освещения, которое наоборот организует картину в пространстве.

Акцентное освещение  выполняет роль  театрального прожектора. Также как в театре, когда требуется, чтобы зрители обратили внимание на сцену, то туда направляют яркий пучок света, так и смысл акцентного освещение в том же – осветить предметы или поверхности с целью привлечения внимания к этим объектам.

Правильное акцентное освещение всегда локально — свет направлен только туда, куда нужно, и не уходит впустую в пространство. Пучки света должны подчеркивать текстуру поверхности, предметы или архитектурные особенности помещения.

Когда свет попадает мимо цели, это называют паразитной засветкой. Она часто встречается у светильников с отражателями и является источником излишних энергозатрат. Паразитная засветка часто не очень заметна. Негативный эффект проявляется при создании явного светового акцента. Для правильного акцента требуется контраст 1:5 между фоном и объектом. Паразитная засветка же не позволяет добиться такого контраста, так как светильник одновременно светит и на объект и на фон с меньшим контрастом.

С огромным трудом нашла в интернете фото с правильным акцентным освещением. К сожалению, подавляющее большинство музейного освещения страдает паразитной засветкой, причем пятна света не стыкуются с размерами картин.

Как избежать паразитной засветки? Можно использовать светильники с линзами, но цена на такие приборы значительно выше аналогов с отражателями. Некоторые производители могут предложить комбинированные системы из линз и отражателей, что позволяет найти некий компромис между ценой и качеством.

Декоративное освещение

Освещение картин. Виды и использование. Общее, акцентное и декоративное

Декоративное освещение – разновидность дополнительного освещения. Оно работает не столько с картиной, сколько с пространством, её окружающим, изменяя его форму и объем, «вписывая» полотно в это самое пространство.

Наиболее популярная особенность обустройства декоративной подсветки состоит в том, что светильники стараются скрыть, добиваясь эффекта, когда виден свет, но не заметен его источник. А иногда наоборот – небольшие светильники для подсветки играют не столько функциональную роль, сколько используются для украшения самим своим присутствием

Вне зависимости от того, какие эстетические задачи будет выполнять ваша картина, будет ли она центром экспозиции, или рядовой частью коллекции, или просто фоновой живописью, в любом случае можно использовать все три вида освещения – общее, акцентное и декоративное.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Если понравилось, жмите на кнопку