Левитан, Исаак Ильич (1860 —1900) ~ Живопись для души

Левитан, Исаак Ильич (1860 —1900)

«Новый Крым» Левитана

Художник Исаак Ильич Левитан. Три сосны. 1886. Бумага на картоне, масло. 20 x 33 см. Частное собраниеРусский художник, мастер «пейзажа настроения».  Пробыв в Крыму каких-то полтора-два месяца, Левитан привезет оттуда около 60 этюдов. Так или иначе, но крымские этюды, сделанные весной 1886 года, окажутся чрезвычайно удачными. Более того, зрители и ценители раскупят их прямо с выставки. А о Левитане станут говорить, как о человеке, открывшем для русской публики «новый Крым».

Крым Левитана – совсем иной Крым. Прежде всего,  не открыточный, не парадный, не «глянцевый». Без всякого сомнения, он вне ходульных эффектов и общих мест. По сути, это -Крым будничный, но, в то же время, исполненной поэзии.

 «Пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!»

Художник Исаак Ильич Левитан

Исаак Левитан родился в образованной, но бедной еврейской семье. Как известно, произошло это недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты. В конце 1860-х годов в поисках лучшей жизни Левитаны переехали на окраину Москвы.

Несмотря на трудности, родители не стали возражать, чтобы их сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Тем не менее, годы обучения были не из легких. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу».

Кстати, речь здесь идет не только о творческих поисках. Но бесспорно и о физических лишениях и страданиях. Во всяком случае, его товарищ по классам, художник Михаил Нестеров, вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. <…> Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».

Несомненно, молодому Левитану очень повезло с окружением. С одной стороны, он подружился в училище с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. С другой, его учителями были Василий Перов и Василий Поленов. Как известно, большое влияние на юного художника оказал его преподаватель Алексей Саврасов. Именно его наставление — «пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» —стало девизом творчества Левитана.

Мастер «пейзажа настроения»

Исаак Ильич Левитан. Автопортрет. 1885, 37.7×27.8 см

Более того, вот как сам Левитан, будучи уже известным художником, определил значение творчества своего учителя: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <…>. Саврасов создал русский пейзаж. и эта его несомненная заслуги никогда не будет забыта в области русского художества»

Левитан подчеркивал, что Саврасов первым перестал выбирать для своих картин исключительно красивые места родной земли. Он, наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты. А именно они так сильно чувствуются в русском пейзаже и так неотразимо действуют на душу…. Следует отметить,` и сам Левитан следовал этим принципам.

Так или иначе, но уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои «пейзажи настроения». Несомненно, на них  он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.

Тем не менее, Исаак Левитан не получил законченного художественного образования. Однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова. Более того, они  появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.

Как известно, до двадцати пяти лет Исаак Левитан писал только Москву и Подмосковье. География его пейзажей не расширялась по очень простой и грустной причине — художник был беден. Грубо говоря, почти нищ.  Так что он не мог позволить себе дальних переездов.

Разумеется, он не преминул воспользоваться первой возможностью вырваться за пределы привычного мира. Ранней весной 1886 года он зарабатывает первые серьёзные деньги за декорации для спектакля Частной оперы Саввы Мамонтова. И сразу же едет в Крым, впервые в жизни.

Крым – благодатный край

Как известно, дневников в Крыму Левитан не вёл. Потому детали его пребывания в Крыму даже для самых дотошных биографов до сих пор фрагментарны. Вероятно, художник посетил Ялту и Гурзуф, Массандру и Алупку. Бесспорно, южная природа резко отличалась от привычной его глазу и кисти подмосковной. Различным было всё — ландшафт, растительность, интенсивность красок.

По сути, Левитану открылась новая, плохо представимая до этого реальность — скалы, татарские сакли, море. Разумеется, эта новая реальность не могла не потрясти Левитана. Ведь он был молод и чрезвычайно впечатлителен

— Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! — восторженно писал Левитан другу Чехову. — Представьте теперь себе яркую зелень, голубое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, — я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полное ничтожество.

Однако, Левитану хватит полтора-два месяца, чтобы пресытиться впечатлениями от крымских пейзажей. Так или иначе, уже в конце апреля 1886-го года он отсылает Чехову из Алупки письмо. И, по крайней мере, из него нам видно, что настроения Левитана серьёзно переменились.

— Простите, дорогой Антон Павлович, что так долго не писал. <…> Теперь я поселился в Алупке. Ялта мне чрезвычайно надоела, общества нет, т. е. знакомых, да и природа здесь только вначале поражает, а после становится ужасно скучно и очень хочется на север. Переехал я в Алупку затем, что мало сработал в Ялте, — и всё-таки новое место, значит, и впечатлений новых авось хватит на некоторое время, а там непременно в Бабкино (видеть вашу гнусную физиономию).

Итак, уже в середине мая Левитан, затосковав по «милому северу», покинет Крым. Более того, чтобы почти полтора десятилетия не вспоминать о нём и не возвращаться. В следующий раз он приедет в Ялту только в 1900-м году, за несколько месяцев до смерти, — проститься.

«Новый Крым» Левитана

Крымские пейзажи до Левитана

Чтобы понять всю новизну левитановского Крыма, нужно знать  Крым, знакомый и привычный тогдашнему любителю живописи. Так называемый, «открыточный» Крым.

«Крымский пейзаж с саклей» 1910-е.. Холст, масло, 58.5x88 см Частное собрание

В самом деле, крымские пейзажи и до Левитана, и одновременно с ним писали многие живописцы. Но в их работах природа не представала в неповторимо «портретных» чертах.  А, как правило, в свете обще-романтических представлений о красотах юга. По чести говоря, это был скорее поверхностный взгляд курортника на царские дворцы и модные ландшафты в их окрестностях.

Более того, Михаил Нестеров писал, что до появления крымских пейзажей Левитана «никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял южной природы с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты южного берега Крыма».

В его «Сакле в Алупке», «Татарском кладбище» или морских видах нет ни патетического нажима, ни романтической высокопарности, ни специальных «красот». Крымские пейзажи Левитана, как замечает историк искусства Владимир Петров, «проникнуты чувством спокойного, вдумчивого созерцания».

Поэзия в обыденном

Каждый изображенный уголок имеет у Левитана свой, неповторимый характер, свою «физиономию», свою особую интерпретацию. Например, импрессионистический пейзаж «Сакля в Алупке», насыщенный обильной игрой света и тени, с замечательными липовыми рефлексами на гранях белых камней. А также аналитический этюд морской лагуны «Берег моря. Крым», в котором автор изучает соотношения единичного и общего, воздействия солнца на фактуру и форму гальки.

Художник Исаак Ильич Левитан. Берег моря (Крым). 1886. Холст, масло. 30 x 40 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. КоваленкоИ разумеется, «Крым. В горах» – полная печальных раздумий картина разрушающегося древнего каменистого склона, зарастающего хвойной порослью.

Художник Исаак Ильич Левитан. Крым. В горах. 1886. Этюд. Бумага на холсте, масло. 20 x 23 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кстати, «Сакля в Алупке» считается одной из интереснейших работ Левитана крымского периода. Насколько далеки от привычной для Крыма «дворцовой патетики» эти неправильные линии, грубые доски и громоздкие необработанные камни! И вместе с тем, сколько лучезарности и лёгкости в жизнерадостном сочетании светло-голубого и охры, песка и неба!

Художник Исаак Ильич Левитан. Сакля в Алупке. 1886. Этюд. Бумага на картоне, масло. 19 x 33 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С другой стороны, тема уходящего времени и разрушения не однажды будет волновать художника. Несомненно, в таких работах, как «В Крымских горах», «Татарское кладбище», в эта тема достигает большой силы эпизма, перекликаясь в этом с Ф. А. Васильевым («В Крымских горах», 1873).

Художник Исаак Ильич Левитан. В Крымских горах. 1886. Этюд. Холст, масло. 37 x 67 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваХудожник Исаак Ильич Левитан. Татарское кладбище. Крым. 1886. Холст, масло. 45 x 75 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1887 году журнал «Радуга» опубликовал его рисунки —— «Пристань в Ялте», «Татарская сакля», «Горный ручей» и «Улица в Ялте». По сути, это были образцы лаконичной и выразительной графики, в лирическом ключе интерпретирующие натуру. Так или иначе, но они были в меру экзотичны и информативны. В этом плане интересны листы «Горный ручей» и, особенно, «Пристань в Ялте». По существу, редкая в творчестве мастера работа, передающая колорит многонационального захолустного городка, еще не ставшего модным курортом.

Художник Исаак Левитан. Татарская сакля. 1886. "Радуга", 1887. №3, с.44Художник Исаак Левитан. Пристань в Ялте. 1886. "Радуга", 1886. №3, с.41Художник Исаак Левитан. Горный ручей. 1886. "Радуга", 1887. №3, с.45Художник Исаак Левитан. Улица в Ялте. 1886. "Радуга", 1887. №3, с.52

Когда преподаватель Левитана в Московском училище художник Василий Поленов несколько лет спустя окажется в Крыму, он изумится тому, насколько точен, тонок и верен природе оказался в своих крымских этюдах Левитан:

— Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, — признается Поленов, — тем всё больше я оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан.

От этюдов к картинам

Стоит отметить, что в большинстве случаев крымские этюды Левитана так и не стали материалом для законченных картин. Как известно, исключений совсем немного. Например, выросшая из одноимённого этюда и значительно обогащённая по палитре картина «У берега моря. Крым» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и выполненный в следующем 1887 году скорее «сочинённый», чем натурный «Крымский пейзаж» (Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс).

Художник Исаак Ильич Левитан. У берега моря. Крым. 1886. Бумага на холсте, масло. 41 x 65 см. Государственный Русский музей, С.-ПетербургХудожник Исаак Ильич Левитан. Крымский пейзаж. 1887. Холст, масло. 73 x 97 см. Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ивановская обл.

Пожалуй, «Крымский пейзаж» — не марина в традиционном смысле. Поскольку море здесь  не является центральным героем. На самом деле, Левитан не стремится запечатлеть безбрежность или величие моря. Более того, он всегда остро переживал и был остро подавлен его огромностью. Поэтому, скорее, ему композиционно важнее небо. Особенно, эти серые и желтоватые негустые тучи, с голубоватыми прорывами и чрезвычайно богатые по оттенкам. Несомненно, они как нельзя лучше передают настроение пасмурного весеннего дня в Крыму.

Стоит отметить, что сотрудникам музея в Плёсе, где хранится «Крымский пейзаж», удалось рассмотреть в пестроте его переднего плана даже изображения людей: «На берегу — две маленькие фигурки, которые так редко встречаются в левитановских пейзажах. Он избегал в картинах изображения людей или тем более жанровых сцен, стараясь „очеловечить“ природу своими переживаниями и чувствами. В фигурках, мужской и женской, можно угадать самого художника в чёрном костюме и красной турецкой феске и его спутницу, скорее всего С.П.Кувшинникову».

Крымское наследие Левитана

Как известно, в Крыму появилось около 60 пейзажей — виды гор и побережья, улиц городов и отдельных построек, цветущих деревьев, запечатленных в разные моменты дня, в изменяющемся освещении. Причем в «крымских» работах с особой силой проявился колористический дар Левитана. Кстати, большинство этюдов было написано им на бумаге, проклеенной раствором желатина.

Несмотря на недопонимание критики, именно с «крымских» работ началось признание Левитана в среде московских художников.

В самом конце 1886 — начале 1887 года крымские этюды экспонировались на Периодической выставке Московского общества любителей художеств. Более того, по воспоминаниям Нестерова, «были раскуплены в первые же дни». Они  «имели совершенно исключительный успех у художников и любителей искусства». Но живописца не прельстил соблазн развития Крымской темы, принесшей Левитану популярность среди коллекционеров.

Художник Исаак Ильич Левитан. Скалистый берег. 1886. Картон на холсте, масло. 19 x 31 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваХудожник Исаак Ильич Левитан. Серый день. Горы. Крым. 1886. Картон, масло. 33 x 65 смХудожник Исаак Ильич Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы. 1886. Этюд. Бумага на картоне, масло. 20 x 32 см. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская облХудожник Исаак Ильич Левитан. На вершинах Яйлы. 1886. Этюд. Холст, масло. 17 x 25 смХудожник Исаак Ильич Левитан. На берегу моря. 1886. Бумага на холсте, масло. 20 x 32 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваХудожник Исаак Ильич Левитан. Горы. Крым. 1886. Этюд. Бумага на холсте, масло. 19 x 32 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваХудожник Исаак Ильич Левитан. Берег моря и вид на море (Камни на берегу моря). 1886. Этюд для картины "Берег моря у Алупки" (1886, частное собрание). Картон, акварель. 12 x 30 см. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникХудожник Исаак Ильич Левитан. Ай-Петри. 1886. Бумага на холсте, масло. 20 x 31 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.ВрубеляХудожник Исаак Ильич Левитан. Дворик в Ялте. 1886. Бумага на холсте, масло. 19 x 32 см. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская облХудожник Исаак Ильич Левитан. В Крымских горах. 1886. Холст, масло. 17 x 26 см. Ульяновский областной художественный музейХудожник Исаак Ильич Левитан. Вид около Ялты. 1886. Холст на дереве, масло. 27 x 38 см. Частное собраниеХудожник Исаак Ильич Левитан. Вид на море. Крым. 1886. Этюд для картины "У берега моря. Крым" (1886, ГРМ). Бумага на холсте, масло. 20 x 32 смХудожник Исаак Ильич Левитан. Улица в Ялте. 1886. Этюд. Бумага на картоне, масло. 26 x 22 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваХудожник Исаак Ильич Левитан. У берега моря. Крым. 1886. Бумага на холсте, масло. 41 x 65 см. Государственный Русский музей, С.-ПетербургХудожник Исаак Ильич Левитан. Источник. 1886. Бумага, графитный карандаш. 16 x 18 смХудожник Исаак Ильич Левитан. Кипарисы у мечети. 1886. Набросок. Бумага, графитный карандаш, черный карандаш. 13 x 17 см.Художник Исаак Ильич Левитан. Крымский пейзаж. 1887. Лист из альбома "Сборник рисунков русских художников в помощь бедным детям" (М., 1887. Л. 7). Цветная литография. 31 x 21 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваХудожник Исаак Ильич Левитан. Лодки на берегу моря. 1886. Лист из альбома. Рисунок исполнен во время поездки в Крым весной 1886. Бумага, графитный карандаш. 12 x 19 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Последнее воспоминание о весне

Конец декабря 1899 года. Последние дни последнего месяца последнего года уходящего века. По сути, прошло 13 лет с левитановской крымской весны. Как видно, все эти годы художник и не вспоминал о Крыме. Скорее всего,  слишком много наслоилось впечатлений, слишком много работы. С другой стороны, слишком бурная, кипящая любовными страстями и время от времени погружающая в беспросветную меланхолию жизнь.

 Но в последние дни года и века, еще не зная, но, похоже, предчувствуя, что это будет последний год его короткой 39-летней жизни, Исаак Левитан едет в Крым.

Можно было бы сказать — и литературно закольцевать сюжет — что Левитана опять позвала крымская природа. Но в действительности это было не так. Безусловно, не природа, не скалы, не море влекли Левитана в Крым. А люди, ближе которых у него за всю жизнь не оказалось. Чехов и его сестра Мария Павловна, МаПа, как звали её домашние. По сути, женщина, которой когда-то, единственной из всех, Левитан делал предложение руки и сердца. Именно их, Антона и Машу, своих ближайших друзей, захотелось увидеть смертельно больному Левитану.

Так или иначе, но Крым Левитан по свежим впечатлениям писать не стал.  Полуостров так и не сделался для него «своим». К сожалению, работать в это время художник уже мог только при поддержке лекарств и через силу. Встретив в компании Чеховых новый 1900-й год, через пару недель он уплывёт на пароходе из Ялты. Он вернётся в Москву, а уже летом Левитана не станет.

Последним годом жизни художника датированы несколько весенних крымских пейзажей. Выполненные в его поздней «импрессионистской» манере, они — словно нежданное воспоминание о далёкой весне 1886 года. Той весне, когда Левитан, впервые получив свободу от обстоятельств, вырвался в неизведанный Крым.

Художник Исаак Ильич Левитан. Весна в Крыму. 1900. Этюд. Холст, масло. 23 x 32 см. Частное собраниеХудожник Исаак Ильич Левитан. Весна в Крыму. 1900. Картон, масло. 53 x 71 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Если понравилось, жмите на кнопку