Гавриил Павлович Кондратенко(1854-1924) ~ Живопись для души

Гавриил Павлович Кондратенко(1854-1924)

«Сказочный Крым» Кондратенко

«Повозка на фоне Крымского пейзажа» 1890. Холст, масло, 78,7x13,4 смГавриил Павлович Кондратенко – русский живописец-пейзажист, иллюстратор, представитель салонно-академической тенденции в русском пейзаже рубежа веков.

Кондратенко известен как автор многочисленных южных видов в стиле «экзотического» пейзажа, в традициях курортных пейзажей Л.О.Премацци, с обязательными эффектами освещения, лунными ночами, изящным стаффажем и т.п.

 

В частности, писал пейзажи Кавказа, Крыма и других русских южных губерний. Особенно был  популярен среди светской публики художественных салонов Петербурга 1880-1890-х гг. А также оказал влияние на пейзажистов российской провинции, имел подражателей.

Более того, судя по сохранившимся отзывам, Гавриил Павлович не стремился к получению официальных академических званий. Бесспорно, и в жизни, и в творчестве он был самобытным человеком и художником. К сожалению, сейчас известен только специалистам.

Стоит отметить, что произведения Г. П. Кондратенко имеют большую коллекционную ценность. Они хранятся в крупнейших музеях России и частных собраниях за рубежом.

От крепостного до маститого художника

Ученичество

Гавриил Павлович Кондратенко родился в 21 марта 1854 года в селе Павло-Куракино Городищевского уезда Пензенской губернии. Как известно, сначала было Сердобское уездное училище. Надо полагать, именно здесь сын крепостного крестьянина начал делать первые шаги в искусстве.

Разумеется, потом Харьковская школа М.Д. Ивановой-Раевской. Окончив ее в 1873 году, Гавриил становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Время обучения Кондратенко в Академии художеств (1877-1882гг.) было достаточно плодотворным для него – 4 серебрянные медали. Начав с исторической живописи по руководством К.Ф. Гуна, он закончил Академию учеником натурного класса по пейзажной живописи. Здесь его учителем был  барон М.К. Клодт.

В 1882 году совет Академии награждает выпускника малой золотой медалью и присваивает ему звание классного художника второй степени. Кстати, это была награда за исполненную им для конкурса работу «Ночь в Бахчисарае».

Зрелая жизнь

Художник Гавриил Павлович Кондратенко

Итак, «окончив классы», Кондратенко уезжает путешествовать: Крым, Кавказ, другие уголки России. Уроженец средней полосы России, Кондратенко был потрясен южными «лунными ночами». Ведь они были столь непохожи на те, к которым привык художник. Кондратенко начинает увлеченно писать эти «ночи», а также много красочных видов в стиле «экзотического» пейзажа.

В 1880-х исполнил серию из двадцати пейзажей и картин, связанных с лермонтовскими местами в Москве и на Северном Кавказе.

Участвовал в выставках в залах ИАХ (1883–1918, с перерывами), Общества поощрения художеств (1883–1886, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1887–1890), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923).

Член и экспонент Санкт-Петербургского (Петроградского) общества художников (1891–1918); старшина Комитета по устройству выставок (1893–1897), председатель правления Общества (1897–1917). Член и экспонент общества художников им. А. И. Куинджи (1917–1918, член с 1910). Провел персональные выставки в Петербурге (1884–1885, 1910).

Помимо станковой живописи и графики, занимался книжной иллюстрацией. Создал иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Русалка» (1891), работал над оформлением полного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова (1914–1915). С 1892 — член правления Товарищества иллюстраторов.

Произведения Кондратенко находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва, Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Нижегородский художественный музей и другие.

Служение искусству, активная общественная и благотворительная деятельность, многочисленные путешествия — такова жизнь Гавриила Павловича Кондратенко.

Как известно, умер Гавриил Павлович Кондратенко в 1924 году.

 «Сказочный Крым» Кондратенко

Прежде всего, самыми известными в творчестве художника стали пейзажи Крыма. Он хорошо умел передавать настроение, состояние природы: закат солнца и раннее утро, тёплое южное солнце и прохладу тенистых лесных зарослей. Бесспорно, его работы отличаются лиричностью, богатой колористической гаммой. Так или иначе, привычные взору виды, на полотнах Кондратенко обретают сказочную красоту и притягательность.

Морские пейзажи

Живописные виды морского побережья Алупки и Гурзуфа и пейзажи скалистых бухт очаровывают яркостью красок и богатством цветовой палитры.

«Вид Гурзуфа» 1901. Холст, масло, 98х68 см.

«Берег моря. Крым» Дерево, масло. 35x46.5 см Государственная Третьяковская галерея

«Крым» 1900-е. Холст, масло, 24х35,5 см«Крымский пейзаж с кипарисами» Картон, масло, 9.2x23.2 см Частное собрание

«Крымский пейзаж» Конец 1880-х. Холст, масло, 67x50.5 см Частное собрание

«Крымский пейзаж с саклей» 1910-е.. Холст, масло, 58.5x88 см Частное собрание

«Русская эскадра» Холст, масло, 67.5x111 см Частное собрание

«Штормит» Холст, масло Частное собрание

«Крым. Вид на море» 1900-е. Холст, масло, 70.5x97.5 см Частное собрание

«Ласточкино гнездо» 1890. Холст, масло, 102x64 см Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«Морской берег с парусником» Дерево, масло, 25.3x38 см Частное собрание

«Морской пейзаж. Крымский берег» 1890-е. Холст, масло, 67x39 см Частное собрание

«Морской прибой» Начало XX века. Холст, масло Частное собрание

«Залив» Дерево, масло, 23.5x37 см Частное собрание

«Крым. Старая ротонда» 1890-е. Холст, масло, 35.5x52.5 см Частное собрание

Дворцовая сказка

Но, пожалуй, самые выразительные по живописи и узнаваемые – это виды Воронцовского дворца. В картинах Кондратенко чувствуется эмоциональный подъем и мастерство кисти, ясность композиционных решений и цельность замысла. Перед нами стройная архитектура великолепных сооружений, залитые солнцем террасы и галереи, утопающие в цветущей глицинии. Художник часто использует в своем творчестве декоративные приемы, сопоставляя яркие цветовые пятна. Без всякого сомнения, большую роль в восприятии цветовых градаций играет южное солнце. В свою очередь, изумрудная зелень, фиолетовые и розовые глицинии подчеркивают белизну стен и скульптуры дворца. Стоит отметить, что мазок автора здесь собранный и дробный. Что, в свою очередь, позволяет ему достигнуть наибольшей достоверности сюжета и реалистической точности изображения.

«Вид на Ай-Петри» 1900-е. Фанера, масло, 46.6x34.4 см Частное собрание

«Вид Воронцовского парка. Цветущие деревья» 1880-е. Фанера, масло, 46.5x34.5 см Частное собрание

«Алупка. Дворец» Холст, масло, 50x66.5 см Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

 «Алупка. Дворец» Холст, масло, 67x50 см Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

«Алупка. Дворец. Терраса» Холст, масло, 60x50 см Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

Дорога в Алупку. Холст, масло

«Дворец в Алупке» 1880–1890-е. Холст, масло, 40.2x45.2 см Частное собрание

«Дворец в Крыму» 1895. Бумага, акварель Частное собрание

«Весна в Крыму. Вид на Ай-Петри» 1880-е. Фанера, масло, 46.5x34 см Частное собрание

«Вид Алупки» 1890-е. Холст, масло, 34.5x46.8 см Частное собрание

Крым. Вид на гору Ай Петри» 1890-е. Дерево, масло, 56х35,5 см

«Крым. Вид Воронцовского парка» 1880-е. Фанера, масло, 46.8x34.5 см Частное собрание

«Крымский пейзаж» Холст, масло

«Окраина Алупкинского парка. Аллея» Холст, масло, 67.3x50 см Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

«Парк в Алупке» Холст, масло Частное собрание

«Пейзаж с Ай-Петри» Холст, масло, 67.3x50 см Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

«Южный пейзаж» 1900-е. Картон, масло, 50х30 см

Игры со светом

В течении всего своего творчества испытывал огромные интерес к эффектам, возникающим при лунном освещении. В частности, «лунные ночи» — отдельная яркая тема в его творчестве.

«Ночь в Бахчисарае» 1886. Холст, масло, 65x51 см Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки

«Ночной Бахчисарай» Последняя четверть XIX века.

«Лунная ночь» Холст, масло Закарпатский художественный музей

«Лунная ночь» 1887. Холст, масло Частное собрание

"Севастополь в лунную ночь" 1882

«При лунном свете» 1895 Гравюра с картины Г.П. Кондратенко (гравировал М. Рашевский). Из журнала "Нива", 1895

«Крымская ночь» Картон, масло, 33х53 см

Картины в открытках

Как известно, открытка — специальная карточка для открытых почтовых сообщений. Без всякого сомнения, весьма популярная на рубеже веков  полиграфическая продукция. Например, в данном случае это многокрасочные репродукции с картин Кондратенко.

Черноморское побережье. Открытка

На юге. Открытка

Ночь в Бахчисарае. Открытка

Вид с пальмой. Открытка

Алупка, Мраморная лестница. Открытка

Алупка, Парк. Открытка

Черноморское побережье. Открытка

Гурзуф. Открытка

Сочи. Открытка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Если понравилось, жмите на кнопку